Прахова Алёна Васильевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ "Детский сад №46"
Населённый пункт:
г.Псков
Наименование материала:
конспект занятия по ФЦКМ для старшей группы
Тема:
"Составление описательного рассказа об овощах"
Дата публикации:
18.12.2017
Раздел:
дошкольное образование
Конспект занятия в старшей группе
«Составление описательного рассказа об овощах»
Ц е л ь: Формирование
составлять
рассказ-описание
моделирующей деятельности.
Задачи: Образовательные:
Составление
рассказа-описания
моделирующей
деятельности;
Уточнение и активизация активного и пассивного словаря по теме:
Совершенствование
грамматического
(образование
существительных
уменьшительно
ласкательными
суффиксами
Образование слов признаков к словам предметам;
Расширение
уточнение
представлений,
внешнем виде;
Закрепление в речи обобщающего понятия овощи;
Образование имен существительных Р.п. ед.ч.
Развивающие:
Развитие долговременного внимания и памяти;
Развитие общей и мелкой моторики;
Развитие связной речи;
Развитие пространственных представлений;
Развитие слухо-речевой памяти.
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость и трудолюбие;
Воспитывать дружелюбное и вежливое отношение друг к другу.
Оборудование: картинка «Капатыч» картинка «Огород», картинки овощей,
натюрморт, схема «расскажи-ка».
Ход занятия.
Организационный момент.
(Воспитатель приветствует детей)
1. Ввод в тему: «Отгадай загадку»
В.: Послушайте внимательно загадки.
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.
Д.: Капуста.
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
Д.: Морковь.
В.: Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.
Д.: Огурцы.
В.: Пришел барин с грядки, весь в заплатках, кто ни взглянет, всяк заплачет.
В.: Как капусту, морковь, огурец, лук можно назвать одним словом?
Д.: Овощи.
Основная часть.
2. Сообщение темы занятия.
В.: Сегодня мы с вами будим разговаривать об овощах.
В.: Скажите, где растут овощи?
Д.: На грядке.
В.: А грядки, мы капаем где?
Д.: На огороде.
В.: Сегодня к нам в гости пришёл Копатыч, он хочет посмотреть, что вы
знаете об овощах, и приглашает нас прогуляться по его огороду. А что бы
оказаться у Копатыча, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова:
«В добрый путь!».
(На доску вывешивается картинка огорода).
3. Игра «Один много»
В.: Ребята Копатыч приготовил для вас игру «Один-много». Посмотрите, на
огороде растёт один огурец, а много?
(Один огурец-много огурцов)
Морковь-моркови
Капуста-капуст
Перец-перца
Помидор-помидоров
Редиска-редисок
В.: Ребята Копатыч хочет посмотреть, насколько вы добрые и предлагает
сыграть вам в игру «Назови ласково».
4. Игра «Назови ласково».
Сейчас я буду называть овощ, и кидать вам мячик, тот, кто поймает
мячик, называет овощ ласково и возвращает мячик.
Помидор-помидорчик;
Огурец-огурчик;
Перец-перчик;
Капуста-купусточка;
Редис-редисочка;
Динамическая пауза.
В.: Я предлагаю вам передохнуть.
Мы вчера в саду гуляли
(Дети идут по кругу, взявшись за руки)
Мы смородину сажали
(Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст)
Яблони белили мы
Известью, белилами
(Движение правой рукою вверх-вниз)
Починили мы забор,
(Имитируют удары молотком)
Завели мы разговор:
ты скажи, садовник наш,
что нам ты в награду дашь?
(Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок)
Дам в награду
Слив лиловых, Груш медовых,
Самых крупных, спелых яблок
Вишен, целый килограмм.
Вот что вам в награду дам!
(На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке.)
5. Игра «Какой? Какая?»
В.: Молодцы. Копатыч приготовил для вас ещё одну игру, я буду показывать
вам картинки, а вы будите отвечать на вопросы: Какой? Какая? Какое?
Помидор- сочный, красный, круглый, гладкий
Огурец- длинный, зелёный, овальный.
Лук – полезный, сочный, круглый.
Копатычу
понравилось
возвращаться в огород, а нам уже пора возвращаться назад, для того чтобы
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Улыбка»
станицы Александрийской» Георгиевского муниципального района Ставропольского края
ТЕМА: Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Беседа.
Группа: подготовительная.
Программное содержание:
Закрепить умение описывать предмет с помощью алгоритма.
Закрепить умение обобщать предметы, знание о понятии «Природный и рукотворный мир».
Совершенствовать умение грамматически правильно строить свои высказывания.
Воспитывать желание помогать взрослым, делать посильную работу по сохранению урожая.
Формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей(здоровый человек всегда в хорошем настроении, отлично выглядит, готов к любому делу).
Способствовать развитию внимания, памяти, усидчивости, любознательности.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Квашеная капуста, солёный огурец, маринованный помидор, погреб.
Материал к занятию:
Игрушка сказочный персонаж.
Корзина с овощами и фруктами
Схемы описания овощей и фруктов
Тарелка с кусочками овощей и фруктов (на зубочистках)
На каждого ребёнка карточка с изображением банки, мешка, ящика, бочки, и набора плоскостных овощей и фруктов.
ХОД СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Раздаётся стук в дверь. Заходит обезьянка Рита,здоровается.(в руках у неё корзина, накрытая салфеткой).
Воспитатель: Здравствуй Рита, мы рады видеть тебя снова у нас в гостях.
Рита: Ребята, я к вам спешила в гости и в коридоре обнаружила корзину, мне интересно, что там? Давайте вместе посмотрим.
Воспитатель: Постой, постой! Ребята, как вы думаете, можно трогать незнакомые предметы? Почему? (брать нельзя, это чужое, а может быть и опасным). Что вы сделаете обнаружив такой предмет, красивую коробку, игрушку? (скажу взрослому)
Нас сложили очень густо, не дави же так капуста,
Ты толста и так кругла, ты на спину мне легла.
Не толкайся так картошка, вправо откатись немножко.
Я малышка чесночок не дави мне на бочок».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете кто там?
Дети: Там лежат овощи.
Воспитатель открывает корзину.
Рита: Ой, мои любимые бананчики и апельсинчики, вкусные! А это что такое, у нас в Африке это не растёт!
Воспитатель: Рита, хочешь, ребята тебе расскажут о том что ещё лежит в корзине? Ребята, а как надо рассказывать, чтобы Рита нас поняла?
Дети: Громко. Полными ответами. Чётко проговаривая слова.
Воспитатель: А что нам помогает разговаривать?
Дети: Ротик. Зубки, губки и язычок.
Воспитатель: Давайте нашим помощникам сделаем гимнастику.
Артикуляционная гимнастика: Качели, часы, орешек…
Воспитатель: А сейчас скороговорку «Овощи тащи – будут щи» скажем по разному. Таня скажет шепотом, Саша – тихо, Алина –обычным голосом, Вика – громко, Ваня проговорит по слогам, Жанна – слитно, Марат – быстро. Все вместе – как буд-то поднимаемся по ступенькам, от тихого к громкому и наоборот.(проговаривают)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а какие овощи и фрукты бывают:
* круглыми - помидор, яблоко, апельсин, тыква..
*вытянутыми – морковь, банан, кабачок, баклажан…
Что бывает
*зелёным: огурец, капуста…
*красным: помидор, яблоко, перец…
*жёлтым: груша, банан, лимон…
*оранжевым: морковь, мандарин, апельсин…
*фиолетовым: слива, баклажан…
Воспитатель: Ребята давайте расскажем Рите, что лежит в корзине с помощью схемы(выставляю на доску схему).
Дети достают из корзины овощи и фрукты, описывают их.
1 ребёнок: Это яблоко, относится к фруктам. Оно жёлтое, круглое, большое. На ощупь оно гладкое, жёсткое. На вкус яблоко сладкое, бывает кислое, сочное. На запах ароматное. Из яблок делают варенье, компот, пастилу.
2 ребёнок: Это морковь, относится к овощам. Она оранжевая, вытянутая. Если её потрогать она шершавая, жёсткая. На вкус морковка сладкая. Из неё делают салат, кладут в борщ, суп.
Воспитатель: А сейчас расскажите о каком-нибудь овоще или фрукте, не называя его. А Рита отгадает, о чём мы рассказали.
1 ребёнок: Зелёная, круглая, большая. На ощупь жёсткая, с бугорками. На вкус сочная. Относится в овощам, растёт в огороде на грядке. (капуста)
2 ребёнок: Круглый, красный. На ощупь мягкий, гладкий. На вкус сочный. Растёт на огороде на кусту. (помидор)
Воспитатель: Рита, тебе понравилось как ребята описывали предметы? А чей рассказ понравился больше, почему? А вам ребята чей рассказ понравился больше и почему?
Ребята, у нас в корзине по одному овощу и фрукту, а в саду и огороде их… (много)
У Риты лимон, а в саду ….(лимоны)
Яблоко….(яблоки)
Груша…(груши)
Помидор…(помидоры)
баклажан… (баклажаны)……
Воспитатель: Фрукты и овощи бывают большие, а бывают…(маленькие)
Большой огурец, а маленький…(огурчик)
Большая морковь, а маленькая…(морковочка) и т.д.
Воспитатель: Ребята, что содержат все овощи и фрукты? (витамины)
А для чего нам нужны витамины? (чтобы не болеть, быть здоровыми, красивыми…)
А что делают, чтобы овощи и фрукты были у нас на столе круглый год?
Дети: Овощи и фрукты надо сохранять, хранить.
Воспитатель: А как у вас дома хранят всё это богатство?
1-й ребёнок: Картошку в мешках опускают в подвал.
2-й ребёнок: Морковку и свёклу хранят в песке в ящиках.
3-й ребёнок: Лук и чеснок сплетают в косы.
4-й ребёнок: Горький перец сушат на верёвке.
5-й ребёнок: Огурцы и помидоры солят в банках.
6-й ребёнок: Капусту квасят в бочках.
7-й ребёнок: Из фруктов делают сок, компот, варенье, сушат.
Воспитатель: У вас на столах лежат плоскостные овощи и фрукты, давайте и мы заготовим их на зиму. (дети выполняют задания)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, проверьте друг у друга, правильно ли вы выполнили задание.(дети проверяют, делают замечания)
Упражнение для рук: «Засолка капусты».
Мы капусту режем, режем.
Мы капусту трём, трём.
Мы капусту мнём, мнём.
Мы капусту солим, солим.
Воспитатель: Молодцы, сколько мы с вами заготовили овощей и фруктов! Ребята, а к какому миру относятся овощи и фрукты?
Дети: К природному. Их создала природа.
Воспитатель: А к какому миру отнесём компоты и соленья?
Дети: К рукотворному. Они сделаны руками человека.
Воспитатель: Ребята, у меня на столе, на подносе лежат овощи и фрукты, вы закроете глаза, а я вам дам попробовать. А вы должны на вкус определить, что вы съели. (на зубочистках кусочки солёных и свежих овощей и фруктов).
1-й ребёнок: Я съел солёный огурец.
2-й ребёнок: Я съела свежее яблоко. И т. д.
Воспитатель: Ребята, мы с вами говорили, что из овощей и фруктов делают очень вкусные и полезные соки, а как мы скажем, если сок сделан из яблок – яблочный.
Из груш – грушёвый,
Из апельсина – апельсиновый,
Из моркови – морковный,
Из слив – сливовый ……
Рита: Молодцы, я столько нового узнала об овощах и фруктах. Но мне пора уходить. А я вас хочу угостить моими любимыми фруктами – бананами. (угощает детей и уходит).
Воспитатель: Ребята, а что мы с вами сегодня делали? (дети выкладывают картинки – схемы: познакомились с обезьянкой, рассмотрели овощи и фрукты, узнали как их хранить..)
Воспитатель Попова Е.В.
У бабушки Дуси на большом круглом столе, покрытом вязаной скатертью, стояла красивая плетеная фруктовница. Она была похожа на корзинку, но ручка была слишком велика. Если бы в ней не лежали всевозможные фрукты, она точно не была бы такой красивой. А чего там только не было: и сливы, и яблочки, и груши, небольшая веточка винограда и даже пара морковок, хотя они были и вовсе не фрукты, а овощи.
Все они были намыты и только ждали своего часа. Они ждали, когда прибегут в комнату маленькие озорники Алёнка с Ванюшкой, схватят самого красивого из них, побегают вокруг стола и с хохотом убегут куда-нибудь еще. Фрукты и овощи прекрасно знали, что их съедят, но этому были безгранично рады, ведь именно для этого они наливались соками, росли, впитывали в себя солнечные лучики, прятались от всяких жучков-червячков.
В комнате была тишина. Солнышко заглядывало в комнату сквозь узорчатые занавески и все пыталось лучиком попасть на середину стола, туда, где стояла фруктовница. Солнышко привыкло опекать своих друзей и ему очень хотелось узнать как у них дела. Но лучик никак не мог дотянуться до стола, и Солнышко решило, что заглянет после обеда, ведь потом оно будет сильнее и жарче, да и в другом окне сподручнее заглядывать к своим маленьким друзьям.
А на столе… На столе разыгрался спор между яблоком и грушей. Яблоко кричало:
- Я-же сказал, я здесь самый красивый! Я буду первым, кого съедят! - Оно даже не замечало, что рядом с ним лежат другие яблочки, правда, чуть поменьше в размерах. Яблоко и действительно было очень красиво – желтенькое и с розовыми щечками, а сейчас, когда оно так громко вопило, было сложно признать в нем красавца – оно всё стало прямо бордовым, а лоб был коричневым.
Груша, что находилась рядом с ним, его пыталась усовестить:
- Ну как же тебе не стыдно, здесь и кроме тебя есть достойные фрукты, да и морковки тебе ни в чем не уступят – они тоже красивые и с витаминками. Ну чего ты кричишь, зачем остальных обижаешь?
- А я говорю – я здесь самое красивое, я здесь самое большое, я здесь самое главное! - никак не унималось яблоко.
- Да ведь никто и не спорит, думаешь, что ты самое красивое, ну и считай так дальше, а остальным не мешай отдыхать, ведь сам знаешь – от лишней тряски фрукты портятся - сказала ему груша.
- Да мне плевать на всех, я буду первым, на кого внимание обратят, да я… - и он даже не заметил, что все фрукты притихли, а к нему протянулась рука. Когда оно поняло, что его взяла хозяйка, злорадно прошипел остальным:
- Ну что видели? Вот я и лучше всех вас! - и показало язык.
Фрукты, конечно молчали. А бабушка Дуся, оглядев яблоко со всех сторон, огорченно произнесла:
- Надо же самое красивое, да крупное было, а всё сгнило. Хорошо, что внучатам такое не попалось. - И выкинула гнилое яблоко в ведро.
Сейчас многие учителя жалуются, что детки, которые пришли в первый класс, не могут связно составить рассказ на заданную тему, и этому есть причина. Как то упустило современное дошкольное образование эту тему. Сейчас учим детей подготовительной группы читать, считать и писать раньше, чем рассказывать, и это неправильно. К школе рассказывать ребенок должен уметь. И научить его этому обязан воспитатель. Не сделать из него писателя, нет, но как минимум дать алгоритмы, схемы, мнемотаблицы, которые ребенок будет держать в голове и составит по ним более или менее связный рассказ. И, само собой, нужна практика. Родителей тоже касается. Распечатайте такие алгоритмы и изредка просите свое чадо рассказать, что же он знает о каком-то предмете или животном, следуя схеме. А вот и сами схемы.
Схемы (мнемотаблицы) для составления рассказов-описаний по разным лексическим темам
(Игрушки, Транспорт, Зимующие и перелетные птицы, Овощи, Фрукты, Домашние и дикие животные, Семья, Времена года).
Цель:
Развитие лексики, грамматики и связной речи детей.
Схема рассказа-описания по теме «Игрушки»
- Размер.
- Форма.
- Цвет.
- Из чего сделана игрушка.
- Составные части (детали) игрушки.
- Как в неё играют.
Пример ответа:
Это пирамидка. Она среднего размера, треугольной формы. Пирамидка разноцветная. Она сделана из пластмассовых колец. Кольца нужно надевать на палочку. Сначала одеть большое кольцо, потом поменьше и еще меньше.
Схема рассказа-описания по теме «Транспорт»
- Назначение транспорта (легковой, грузовой, пассажирский, специальный).
- Вид транспорта (водный, воздушный, наземный, поземный).
- Кто управляет транспортом (специальность, профессия).
- Что перевозит этот транспорт.
Самолет - пассажирский воздушный транспорт. Самолетом управляет пилот. Самолет перевозит людей и их багаж на дальние расстояния. Он может перевозить и грузы.
Схема рассказа-описания по теме «Зимующие и перелетные птицы»
- Вид птицы (зимующая или перелетная).
- Размер.
- Окрас перьев, внешний вид.
- Как передвигается, особенности поведения.
- Чем питается.
- Где живет.
Скворец - перелетная птица. Он небольшого размера, немного больше воробья. Перья у скворца черные, блестящие. Он проворно летает и бегает по земле. Скворцы вьют себе гнездо на ветвях деревьев, в старых дуплах или в скворечниках, которые сделал человек. Едят скворцы насекомых и червяков.
Схема рассказа-описания по теме «Домашние и дикие животные»
- Вид животного (домашнее, наших лесов, жарких стран).
- Размер животного.
- Окрас шкуры или меха животного, особенности тела.
- Чем питается животное.
- Где живет (место обитания).
- Способы передвижения, поведение.
- Опасно или неопасно для человека.
- Польза для человека (только для домашних животных).
Лиса - дикое животное наших лесов. Она среднего размера. Шубка у лисы рыжая, а кончик хвоста и грудка белые. У лисы длинный хвост и острые чуткие уши. Лиса - хищник. Питается она мелкими животными. Живет лиса в лесу в норе. Лиса быстро бегает. У нее хороший нюх. Дикая лиса опасна, не стоит подходить к ней близко.
Схема рассказа-описания по теме «Семья»
- Как зовут (Имя, фамилия, отчество).
- Домашний адрес.
- С кем живешь (перечисление всех членов своей семьи).
- Рассказ о каждом члене семьи (Имя, отчество, где работает).
- Сколько всего человек.
- Чем занимается семья, когда собирается вместе (хобби, семейные традиции).
Меня зовут Иванов Иван Иванович. Я живу в городе Краснодаре, на улице Красной, в доме номер 8. У меня есть мама, папа и брат. Мою маму зову Елена Петровна. Она работает воспитателем в детском саду. Моего папу зову Иван Петрович. Он работает инженером на заводе. Моего брата зовут Вадим. Он учится в школе. Всего нас в семье 4 человека. Когда мы собираемся вместе, мы любим играть в домино и смотреть фильмы по телевизору.
Схема рассказа-описания по теме «Овощи. Фрукты»
- Цвет.
- Форма.
- Величина.
- Вкус.
- Место произрастания (где растет).
- Способ употребления в пищу (что делают с этим продуктом).
Яблоко - это вкусный фрукт. Яблоки бывают красными или зелеными. Они бывают большими и маленькими. На вкус яблоки сладкие или кислые. Растут яблоки на яблонях. Яблоки едят сырыми, делают из них десерты, варят компот или варенье.
Схема рассказа-описания по теме «Времена года»
- Состояния неба и солнца в данное время года.
- Состояние природы в данное время года (осадки, трава, деревья).
- Как одеваются люди в данное время года.
- Поведение птиц в данное время года.
- Поведение животных в данное время года.
- Детские развлечения и действия взрослых в данное время года.
Зимой солнце низко над землей, оно греет плохо. Деревья стоят голые. Все покрыто снегом. Люди надевают для прогулок теплую одежду - шубы, меховые шапки, зимние сапоги, варежки. Перелетные птицы зимой улетают на юг. Многие животные впадают в спячку. Хотя зимой и холодно, зато можно кататься на коньках и лыжах, лепить снеговика и играть в снежки.
Любой алгоритм может быть дополнен, чтобы рассказ получился объемнее и интереснее. В любом случае знакомство с такими схемами пойдет ребенку на пользу.
Страница 1 из 4
ЯБЛОКО
Яблочки янтарные
На яблоньке созрели.
Яблочки янтарные
Яна с Яшей ели.
(Н. Лунина)
Как выглядит яблоко, знает каждый. Это и неудивительно. Яблоко среди фруктов, что картофель среди овощей. Яблоневые сады на нашей планете занимают пять миллионов гектаров. Это самое распространенное плодовое дерево.
Яблоко известно людям с давних времен. Упоминание об этом фрукте есть в Библии. Ева сорвала с дерева познания добра и зла именно яблоко.
Родиной домашней яблони считают Древнюю Грецию. Древние греки и римляне считали яблоко символом любви и посвящали его богине красоты.
Древние германцы были уверены, что яблоки – любимый фрукт богов. Они сажали вокруг своих домов яблони, надеясь, что злой бог бури не будет метать в них стрелы молний.
В России разводить яблоню стали уже в XI веке. В 1051 году в Киево-Печерской лавре был заложен яблоневый сад. В Подмосковье первые яблоневые сады появились в XII в. по указу Юрия Долгорукого. 19 августа на Руси отмечали Яблочный Спас. До этого времени яблоки собирать не полагалось. В этот день с яблонь собирали созревшие плоды и освящали их в храмах. Яблоками угощали нищих и бездомных. Чем больше нищих угостишь, тем полнее урожай на будущий год будет. Хозяйки пекли в этот день яблочный пирог.
В России известно несколько сотен сортов яблок. Их делят на летние, осенние и зимние. Во второй половине сентября собирали яблоки зимних сортов: антоновку, семеринку. Кожица у этих сортов толстая, с особым восковым налетом, который защищает плод от гниения. Хранить их можно до весны.
Яблоки едят свежими, сушеными, мочеными и замороженными. Из них готовят соки, компот, варенье, повидло, мармелад, желе.
Яблоки очень полезны. Не случайно русский народ сложил сказку о молодильных яблочках. Съешь их и будешь молодым и здоровым. В яблоках содержатся витамины, сахара, соли железа, калия и магния.
ЗАГАДКА
Само с кулачок,
Красный бочок.
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко.
(Яблоко) ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь – капустой.
Мимо яблоньки яблочко не падает.
Каково деревце, таковы и яблочки.
ГРУША
Груша – это очень вкусно.
Нам без груши очень грустно.
Груша – это объеденье,
А особенно в варенье.
(И. Горюнова)
О популярности и занимаемым площадям груша находится на третьем месте после яблони и вишни.
Возделывать грушу стали давно. Древнеримский писатель Катон Старший в трактате «О земледелии», написанном более двух тысяч лет назад, давал рекомендации, как правильно выращивать груши. Плиний Старший в своей работе описывал 35 сортов груш. В отличие от современных сортов в Древнем Риме груши были твердыми. Мягкими они стали в конце XVIII века благодаря усилиям французских и бельгийских селекционеров. Один из них, Ван Моне вывел 400 сортов груши, 40 из них популярны и поныне.
Сейчас количество сортов груши перевалило за несколько тысяч.
Грушу выращивают в садах, она также растет на опушках, на вырубках в лиственных лесах. Хорошо себя чувствует на горных каменистых склонах, так как не требовательна к почве, переносит засуху и небольшие морозы. Грушевые деревья начинают приносить плоды на 5–7 год. Правда, поначалу урожай на них невелик. Зато, когда дерево наберется сил, – с гектара получают до 200 центнеров. Живут груши довольно долго, до 300 лет. Самым старым плодовым деревом в мире считается груша, посаженная в 1630 году в черте американского города Денвера.
Замечательная груша,
Очень сладкая, как мед.
Так и просится в ладошку,
А потом скорее в рот.
(Н. Мигунова)
Плод груши на 97 % состоит из мякоти, 2,5 % приходится на кожицу и лишь 0,5 % на семена. В нем содержатся витамины D и С, соли калия, магния, железа.
Груши едят свежими, из них готовят множество вкусных блюд, варят варенье, джемы, компоты, груши сушат и маринуют.
ЗАГАДКА
На деревьях меж листами
Висят птицы вверх ногами.
(Груши)
АЙВА
Родиной айвы считают Закавказье и Среднюю Азию, именно в этих районах она сейчас встречается в диком виде. Выращивать айву стали с незапамятных времен, более 4000 лет назад. Латинское название айвы – Cytfonia, предположительно произошло от города Кидон (Cydon) на острове Крит, ее широко культивировали уже в первом тысячелетии до нашей эры.
Древние греки с почтением относились к айве, для них она была символом красоты и плодородия. Айвой было принято угощать новобрачных. По одной из версий, причиной раздора между Герой, Афиной и Афродитой стало не яблоко, а айва.
В настоящее время известно около 400 сортов айвы. Они отличаются друг от друга строением цветков, формой плодов. Правда, различия между ними не столь существенны, как, например, между сортами яблок.
Плоды у айвы желтого цвета с разными оттенками, иногда с легким румянцем, очень плотные, жесткие и хрустящие. Если на айве есть зеленоватые места, значит, она еще не совсем созрела. Мякоть у этого фрукта чуть вязкая, терпкая и довольно ароматная – в запахе есть что-то от яблока, еще присутствует хвойный оттенок. Употреблять в пищу нужно только спелую айву, желательно еще дать ей возможность вылежаться. Чем дольше она лежит, тем вкуснее, ароматнее и мягче становится, исчезает вяжущий вкус.
Айва – очень полезный фрукт. В ней содержится калий, магний, кальций, витамин С, яблочная и лимонная кислоты. Мякоть айвы богата пектином.
Айва – фрукт универсальный. Ее едят в сыром виде, из нее получаются вкусные компоты, джемы, варенья, цукаты, ее можно добавлять в кашу, салат, овощной суп. Айвовая горчица – приправа, ее готовят из айвы и горчицы с добавлением имбиря и кориандра. Айвовым сыром называют сгущенный айвовый сок с мякотью.
Айву выращивают во многих странах мира – в Европе, Северной Америке, Северной Африке, Восточной и Средней Азии. Выведены также холодостойкие сорта, которые успешно возделываются в Поволжье.
Еще одна разновидность айвы – айва японская, или хеномелес. Цветы и плоды этого растения похожи на айву. В Европу хеномелес завезли из Японии в конце XVII века. Постепенно он завоевал популярность среди садоводов – у него очень красивые декоративные цветы. Плоды японской айвы также съедобны, но они более кислые.