Конспект непосредственно - образовательной деятельности (занятия). Тема: «Составление описательных рассказов об овощах»

Прахова Алёна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №46"
Населённый пункт: г.Псков
Наименование материала: конспект занятия по ФЦКМ для старшей группы
Тема: "Составление описательного рассказа об овощах"
Дата публикации: 18.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Конспект занятия в старшей группе

«Составление описательного рассказа об овощах»

Ц е л ь: Формирование

составлять

рассказ-описание

моделирующей деятельности.

Задачи: Образовательные:

Составление

рассказа-описания

моделирующей

деятельности;

Уточнение и активизация активного и пассивного словаря по теме:

Совершенствование

грамматического

(образование

существительных

уменьшительно

ласкательными

суффиксами

Образование слов признаков к словам предметам;

Расширение

уточнение

представлений,

внешнем виде;

Закрепление в речи обобщающего понятия овощи;

Образование имен существительных Р.п. ед.ч.

Развивающие:

Развитие долговременного внимания и памяти;

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие связной речи;

Развитие пространственных представлений;

Развитие слухо-речевой памяти.

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость и трудолюбие;

Воспитывать дружелюбное и вежливое отношение друг к другу.

Оборудование: картинка «Капатыч» картинка «Огород», картинки овощей,

натюрморт, схема «расскажи-ка».

Ход занятия.

Организационный момент.

(Воспитатель приветствует детей)

1. Ввод в тему: «Отгадай загадку»

В.: Послушайте внимательно загадки.

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

Д.: Капуста.

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

Д.: Морковь.

В.: Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки.

Д.: Огурцы.

В.: Пришел барин с грядки, весь в заплатках, кто ни взглянет, всяк заплачет.

В.: Как капусту, морковь, огурец, лук можно назвать одним словом?

Д.: Овощи.

Основная часть.

2. Сообщение темы занятия.

В.: Сегодня мы с вами будим разговаривать об овощах.

В.: Скажите, где растут овощи?

Д.: На грядке.

В.: А грядки, мы капаем где?

Д.: На огороде.

В.: Сегодня к нам в гости пришёл Копатыч, он хочет посмотреть, что вы

знаете об овощах, и приглашает нас прогуляться по его огороду. А что бы

оказаться у Копатыча, нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова:

«В добрый путь!».

(На доску вывешивается картинка огорода).

3. Игра «Один много»

В.: Ребята Копатыч приготовил для вас игру «Один-много». Посмотрите, на

огороде растёт один огурец, а много?

(Один огурец-много огурцов)

Морковь-моркови

Капуста-капуст

Перец-перца

Помидор-помидоров

Редиска-редисок

В.: Ребята Копатыч хочет посмотреть, насколько вы добрые и предлагает

сыграть вам в игру «Назови ласково».

4. Игра «Назови ласково».

Сейчас я буду называть овощ, и кидать вам мячик, тот, кто поймает

мячик, называет овощ ласково и возвращает мячик.

Помидор-помидорчик;

Огурец-огурчик;

Перец-перчик;

Капуста-купусточка;

Редис-редисочка;

Динамическая пауза.

В.: Я предлагаю вам передохнуть.

Мы вчера в саду гуляли

(Дети идут по кругу, взявшись за руки)

Мы смородину сажали

(Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст)

Яблони белили мы

Известью, белилами

(Движение правой рукою вверх-вниз)

Починили мы забор,

(Имитируют удары молотком)

Завели мы разговор:

ты скажи, садовник наш,

что нам ты в награду дашь?

(Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок)

Дам в награду

Слив лиловых, Груш медовых,

Самых крупных, спелых яблок

Вишен, целый килограмм.

Вот что вам в награду дам!

(На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке.)

5. Игра «Какой? Какая?»

В.: Молодцы. Копатыч приготовил для вас ещё одну игру, я буду показывать

вам картинки, а вы будите отвечать на вопросы: Какой? Какая? Какое?

Помидор- сочный, красный, круглый, гладкий

Огурец- длинный, зелёный, овальный.

Лук – полезный, сочный, круглый.

Копатычу

понравилось

возвращаться в огород, а нам уже пора возвращаться назад, для того чтобы

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Улыбка»

станицы Александрийской» Георгиевского муниципального района Ставропольского края

ТЕМА: Составление описательных рассказов об овощах и фруктах.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Беседа.

Группа: подготовительная.

Программное содержание:

Закрепить умение описывать предмет с помощью алгоритма.

Закрепить умение обобщать предметы, знание о понятии «Природный и рукотворный мир».

Совершенствовать умение грамматически правильно строить свои высказывания.

Воспитывать желание помогать взрослым, делать посильную работу по сохранению урожая.

Формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей(здоровый человек всегда в хорошем настроении, отлично выглядит, готов к любому делу).

Способствовать развитию внимания, памяти, усидчивости, любознательности.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Квашеная капуста, солёный огурец, маринованный помидор, погреб.

Материал к занятию:

Игрушка сказочный персонаж.

Корзина с овощами и фруктами

Схемы описания овощей и фруктов

Тарелка с кусочками овощей и фруктов (на зубочистках)

На каждого ребёнка карточка с изображением банки, мешка, ящика, бочки, и набора плоскостных овощей и фруктов.

ХОД СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Раздаётся стук в дверь. Заходит обезьянка Рита,здоровается.(в руках у неё корзина, накрытая салфеткой).

Воспитатель: Здравствуй Рита, мы рады видеть тебя снова у нас в гостях.

Рита: Ребята, я к вам спешила в гости и в коридоре обнаружила корзину, мне интересно, что там? Давайте вместе посмотрим.

Воспитатель: Постой, постой! Ребята, как вы думаете, можно трогать незнакомые предметы? Почему? (брать нельзя, это чужое, а может быть и опасным). Что вы сделаете обнаружив такой предмет, красивую коробку, игрушку? (скажу взрослому)

Нас сложили очень густо, не дави же так капуста,

Ты толста и так кругла, ты на спину мне легла.

Не толкайся так картошка, вправо откатись немножко.

Я малышка чесночок не дави мне на бочок».

Воспитатель: Ребята, как вы думаете кто там?

Дети: Там лежат овощи.

Воспитатель открывает корзину.

Рита: Ой, мои любимые бананчики и апельсинчики, вкусные! А это что такое, у нас в Африке это не растёт!

Воспитатель: Рита, хочешь, ребята тебе расскажут о том что ещё лежит в корзине? Ребята, а как надо рассказывать, чтобы Рита нас поняла?

Дети: Громко. Полными ответами. Чётко проговаривая слова.

Воспитатель: А что нам помогает разговаривать?

Дети: Ротик. Зубки, губки и язычок.

Воспитатель: Давайте нашим помощникам сделаем гимнастику.

Артикуляционная гимнастика: Качели, часы, орешек…

Воспитатель: А сейчас скороговорку «Овощи тащи – будут щи» скажем по разному. Таня скажет шепотом, Саша – тихо, Алина –обычным голосом, Вика – громко, Ваня проговорит по слогам, Жанна – слитно, Марат – быстро. Все вместе – как буд-то поднимаемся по ступенькам, от тихого к громкому и наоборот.(проговаривают)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а какие овощи и фрукты бывают:

* круглыми - помидор, яблоко, апельсин, тыква..

*вытянутыми – морковь, банан, кабачок, баклажан…

Что бывает

*зелёным: огурец, капуста…

*красным: помидор, яблоко, перец…

*жёлтым: груша, банан, лимон…

*оранжевым: морковь, мандарин, апельсин…

*фиолетовым: слива, баклажан…

Воспитатель: Ребята давайте расскажем Рите, что лежит в корзине с помощью схемы(выставляю на доску схему).

Дети достают из корзины овощи и фрукты, описывают их.

1 ребёнок: Это яблоко, относится к фруктам. Оно жёлтое, круглое, большое. На ощупь оно гладкое, жёсткое. На вкус яблоко сладкое, бывает кислое, сочное. На запах ароматное. Из яблок делают варенье, компот, пастилу.

2 ребёнок: Это морковь, относится к овощам. Она оранжевая, вытянутая. Если её потрогать она шершавая, жёсткая. На вкус морковка сладкая. Из неё делают салат, кладут в борщ, суп.

Воспитатель: А сейчас расскажите о каком-нибудь овоще или фрукте, не называя его. А Рита отгадает, о чём мы рассказали.

1 ребёнок: Зелёная, круглая, большая. На ощупь жёсткая, с бугорками. На вкус сочная. Относится в овощам, растёт в огороде на грядке. (капуста)

2 ребёнок: Круглый, красный. На ощупь мягкий, гладкий. На вкус сочный. Растёт на огороде на кусту. (помидор)

Воспитатель: Рита, тебе понравилось как ребята описывали предметы? А чей рассказ понравился больше, почему? А вам ребята чей рассказ понравился больше и почему?

Ребята, у нас в корзине по одному овощу и фрукту, а в саду и огороде их… (много)

У Риты лимон, а в саду ….(лимоны)

Яблоко….(яблоки)

Груша…(груши)

Помидор…(помидоры)

баклажан… (баклажаны)……

Воспитатель: Фрукты и овощи бывают большие, а бывают…(маленькие)

Большой огурец, а маленький…(огурчик)

Большая морковь, а маленькая…(морковочка) и т.д.

Воспитатель: Ребята, что содержат все овощи и фрукты? (витамины)

А для чего нам нужны витамины? (чтобы не болеть, быть здоровыми, красивыми…)

А что делают, чтобы овощи и фрукты были у нас на столе круглый год?

Дети: Овощи и фрукты надо сохранять, хранить.

Воспитатель: А как у вас дома хранят всё это богатство?

1-й ребёнок: Картошку в мешках опускают в подвал.

2-й ребёнок: Морковку и свёклу хранят в песке в ящиках.

3-й ребёнок: Лук и чеснок сплетают в косы.

4-й ребёнок: Горький перец сушат на верёвке.

5-й ребёнок: Огурцы и помидоры солят в банках.

6-й ребёнок: Капусту квасят в бочках.

7-й ребёнок: Из фруктов делают сок, компот, варенье, сушат.

Воспитатель: У вас на столах лежат плоскостные овощи и фрукты, давайте и мы заготовим их на зиму. (дети выполняют задания)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, проверьте друг у друга, правильно ли вы выполнили задание.(дети проверяют, делают замечания)

Упражнение для рук: «Засолка капусты».

Мы капусту режем, режем.

Мы капусту трём, трём.

Мы капусту мнём, мнём.

Мы капусту солим, солим.

Воспитатель: Молодцы, сколько мы с вами заготовили овощей и фруктов! Ребята, а к какому миру относятся овощи и фрукты?

Дети: К природному. Их создала природа.

Воспитатель: А к какому миру отнесём компоты и соленья?

Дети: К рукотворному. Они сделаны руками человека.

Воспитатель: Ребята, у меня на столе, на подносе лежат овощи и фрукты, вы закроете глаза, а я вам дам попробовать. А вы должны на вкус определить, что вы съели. (на зубочистках кусочки солёных и свежих овощей и фруктов).

1-й ребёнок: Я съел солёный огурец.

2-й ребёнок: Я съела свежее яблоко. И т. д.

Воспитатель: Ребята, мы с вами говорили, что из овощей и фруктов делают очень вкусные и полезные соки, а как мы скажем, если сок сделан из яблок – яблочный.

Из груш – грушёвый,

Из апельсина – апельсиновый,

Из моркови – морковный,

Из слив – сливовый ……

Рита: Молодцы, я столько нового узнала об овощах и фруктах. Но мне пора уходить. А я вас хочу угостить моими любимыми фруктами – бананами. (угощает детей и уходит).

Воспитатель: Ребята, а что мы с вами сегодня делали? (дети выкладывают картинки – схемы: познакомились с обезьянкой, рассмотрели овощи и фрукты, узнали как их хранить..)

Воспитатель Попова Е.В.

У бабушки Дуси на большом круглом столе, покрытом вязаной скатертью, стояла красивая плетеная фруктовница. Она была похожа на корзинку, но ручка была слишком велика. Если бы в ней не лежали всевозможные фрукты, она точно не была бы такой красивой. А чего там только не было: и сливы, и яблочки, и груши, небольшая веточка винограда и даже пара морковок, хотя они были и вовсе не фрукты, а овощи.
Все они были намыты и только ждали своего часа. Они ждали, когда прибегут в комнату маленькие озорники Алёнка с Ванюшкой, схватят самого красивого из них, побегают вокруг стола и с хохотом убегут куда-нибудь еще. Фрукты и овощи прекрасно знали, что их съедят, но этому были безгранично рады, ведь именно для этого они наливались соками, росли, впитывали в себя солнечные лучики, прятались от всяких жучков-червячков.
В комнате была тишина. Солнышко заглядывало в комнату сквозь узорчатые занавески и все пыталось лучиком попасть на середину стола, туда, где стояла фруктовница. Солнышко привыкло опекать своих друзей и ему очень хотелось узнать как у них дела. Но лучик никак не мог дотянуться до стола, и Солнышко решило, что заглянет после обеда, ведь потом оно будет сильнее и жарче, да и в другом окне сподручнее заглядывать к своим маленьким друзьям.
А на столе… На столе разыгрался спор между яблоком и грушей. Яблоко кричало:
- Я-же сказал, я здесь самый красивый! Я буду первым, кого съедят! - Оно даже не замечало, что рядом с ним лежат другие яблочки, правда, чуть поменьше в размерах. Яблоко и действительно было очень красиво – желтенькое и с розовыми щечками, а сейчас, когда оно так громко вопило, было сложно признать в нем красавца – оно всё стало прямо бордовым, а лоб был коричневым.
Груша, что находилась рядом с ним, его пыталась усовестить:
- Ну как же тебе не стыдно, здесь и кроме тебя есть достойные фрукты, да и морковки тебе ни в чем не уступят – они тоже красивые и с витаминками. Ну чего ты кричишь, зачем остальных обижаешь?
- А я говорю – я здесь самое красивое, я здесь самое большое, я здесь самое главное! - никак не унималось яблоко.
- Да ведь никто и не спорит, думаешь, что ты самое красивое, ну и считай так дальше, а остальным не мешай отдыхать, ведь сам знаешь – от лишней тряски фрукты портятся - сказала ему груша.
- Да мне плевать на всех, я буду первым, на кого внимание обратят, да я… - и он даже не заметил, что все фрукты притихли, а к нему протянулась рука. Когда оно поняло, что его взяла хозяйка, злорадно прошипел остальным:
- Ну что видели? Вот я и лучше всех вас! - и показало язык.
Фрукты, конечно молчали. А бабушка Дуся, оглядев яблоко со всех сторон, огорченно произнесла:
- Надо же самое красивое, да крупное было, а всё сгнило. Хорошо, что внучатам такое не попалось. - И выкинула гнилое яблоко в ведро.

Сейчас многие учителя жалуются, что детки, которые пришли в первый класс, не могут связно составить рассказ на заданную тему, и этому есть причина. Как то упустило современное дошкольное образование эту тему. Сейчас учим детей подготовительной группы читать, считать и писать раньше, чем рассказывать, и это неправильно. К школе рассказывать ребенок должен уметь. И научить его этому обязан воспитатель. Не сделать из него писателя, нет, но как минимум дать алгоритмы, схемы, мнемотаблицы, которые ребенок будет держать в голове и составит по ним более или менее связный рассказ. И, само собой, нужна практика. Родителей тоже касается. Распечатайте такие алгоритмы и изредка просите свое чадо рассказать, что же он знает о каком-то предмете или животном, следуя схеме. А вот и сами схемы.

Схемы (мнемотаблицы) для составления рассказов-описаний по разным лексическим темам

(Игрушки, Транспорт, Зимующие и перелетные птицы, Овощи, Фрукты, Домашние и дикие животные, Семья, Времена года).

Цель:

Развитие лексики, грамматики и связной речи детей.

Схема рассказа-описания по теме «Игрушки»

  1. Размер.
  2. Форма.
  3. Цвет.
  4. Из чего сделана игрушка.
  5. Составные части (детали) игрушки.
  6. Как в неё играют.

Пример ответа:

Это пирамидка. Она среднего размера, треугольной формы. Пирамидка разноцветная. Она сделана из пластмассовых колец. Кольца нужно надевать на палочку. Сначала одеть большое кольцо, потом поменьше и еще меньше.

Схема рассказа-описания по теме «Транспорт»

  1. Назначение транспорта (легковой, грузовой, пассажирский, специальный).
  2. Вид транспорта (водный, воздушный, наземный, поземный).
  3. Кто управляет транспортом (специальность, профессия).
  4. Что перевозит этот транспорт.

Самолет - пассажирский воздушный транспорт. Самолетом управляет пилот. Самолет перевозит людей и их багаж на дальние расстояния. Он может перевозить и грузы.

Схема рассказа-описания по теме «Зимующие и перелетные птицы»

  1. Вид птицы (зимующая или перелетная).
  2. Размер.
  3. Окрас перьев, внешний вид.
  4. Как передвигается, особенности поведения.
  5. Чем питается.
  6. Где живет.

Скворец - перелетная птица. Он небольшого размера, немного больше воробья. Перья у скворца черные, блестящие. Он проворно летает и бегает по земле. Скворцы вьют себе гнездо на ветвях деревьев, в старых дуплах или в скворечниках, которые сделал человек. Едят скворцы насекомых и червяков.

Схема рассказа-описания по теме «Домашние и дикие животные»

  1. Вид животного (домашнее, наших лесов, жарких стран).
  2. Размер животного.
  3. Окрас шкуры или меха животного, особенности тела.
  4. Чем питается животное.
  5. Где живет (место обитания).
  6. Способы передвижения, поведение.
  7. Опасно или неопасно для человека.
  8. Польза для человека (только для домашних животных).

Лиса - дикое животное наших лесов. Она среднего размера. Шубка у лисы рыжая, а кончик хвоста и грудка белые. У лисы длинный хвост и острые чуткие уши. Лиса - хищник. Питается она мелкими животными. Живет лиса в лесу в норе. Лиса быстро бегает. У нее хороший нюх. Дикая лиса опасна, не стоит подходить к ней близко.

Схема рассказа-описания по теме «Семья»

  1. Как зовут (Имя, фамилия, отчество).
  2. Домашний адрес.
  3. С кем живешь (перечисление всех членов своей семьи).
  4. Рассказ о каждом члене семьи (Имя, отчество, где работает).
  5. Сколько всего человек.
  6. Чем занимается семья, когда собирается вместе (хобби, семейные традиции).

Меня зовут Иванов Иван Иванович. Я живу в городе Краснодаре, на улице Красной, в доме номер 8. У меня есть мама, папа и брат. Мою маму зову Елена Петровна. Она работает воспитателем в детском саду. Моего папу зову Иван Петрович. Он работает инженером на заводе. Моего брата зовут Вадим. Он учится в школе. Всего нас в семье 4 человека. Когда мы собираемся вместе, мы любим играть в домино и смотреть фильмы по телевизору.

Схема рассказа-описания по теме «Овощи. Фрукты»

  1. Цвет.
  2. Форма.
  3. Величина.
  4. Вкус.
  5. Место произрастания (где растет).
  6. Способ употребления в пищу (что делают с этим продуктом).

Яблоко - это вкусный фрукт. Яблоки бывают красными или зелеными. Они бывают большими и маленькими. На вкус яблоки сладкие или кислые. Растут яблоки на яблонях. Яблоки едят сырыми, делают из них десерты, варят компот или варенье.

Схема рассказа-описания по теме «Времена года»

  1. Состояния неба и солнца в данное время года.
  2. Состояние природы в данное время года (осадки, трава, деревья).
  3. Как одеваются люди в данное время года.
  4. Поведение птиц в данное время года.
  5. Поведение животных в данное время года.
  6. Детские развлечения и действия взрослых в данное время года.

Зимой солнце низко над землей, оно греет плохо. Деревья стоят голые. Все покрыто снегом. Люди надевают для прогулок теплую одежду - шубы, меховые шапки, зимние сапоги, варежки. Перелетные птицы зимой улетают на юг. Многие животные впадают в спячку. Хотя зимой и холодно, зато можно кататься на коньках и лыжах, лепить снеговика и играть в снежки.

Любой алгоритм может быть дополнен, чтобы рассказ получился объемнее и интереснее. В любом случае знакомство с такими схемами пойдет ребенку на пользу.

Страница 1 из 4

ЯБЛОКО

Яблочки янтарные
На яблоньке созрели.
Яблочки янтарные
Яна с Яшей ели.
(Н. Лунина)
Как выглядит яблоко, знает каждый. Это и неудивительно. Яблоко среди фруктов, что картофель среди овощей. Яблоневые сады на нашей планете занимают пять миллионов гектаров. Это самое распространенное плодовое дерево.
Яблоко известно людям с давних времен. Упоминание об этом фрукте есть в Библии. Ева сорвала с дерева познания добра и зла именно яблоко.
Родиной домашней яблони считают Древнюю Грецию. Древние греки и римляне считали яблоко символом любви и посвящали его богине красоты.
Древние германцы были уверены, что яблоки – любимый фрукт богов. Они сажали вокруг своих домов яблони, надеясь, что злой бог бури не будет метать в них стрелы молний.
В России разводить яблоню стали уже в XI веке. В 1051 году в Киево-Печерской лавре был заложен яблоневый сад. В Подмосковье первые яблоневые сады появились в XII в. по указу Юрия Долгорукого. 19 августа на Руси отмечали Яблочный Спас. До этого времени яблоки собирать не полагалось. В этот день с яблонь собирали созревшие плоды и освящали их в храмах. Яблоками угощали нищих и бездомных. Чем больше нищих угостишь, тем полнее урожай на будущий год будет. Хозяйки пекли в этот день яблочный пирог.
В России известно несколько сотен сортов яблок. Их делят на летние, осенние и зимние. Во второй половине сентября собирали яблоки зимних сортов: антоновку, семеринку. Кожица у этих сортов толстая, с особым восковым налетом, который защищает плод от гниения. Хранить их можно до весны.
Яблоки едят свежими, сушеными, мочеными и замороженными. Из них готовят соки, компот, варенье, повидло, мармелад, желе.
Яблоки очень полезны. Не случайно русский народ сложил сказку о молодильных яблочках. Съешь их и будешь молодым и здоровым. В яблоках содержатся витамины, сахара, соли железа, калия и магния.
ЗАГАДКА
Само с кулачок,
Красный бочок.
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко.
(Яблоко) ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь – капустой.
Мимо яблоньки яблочко не падает.
Каково деревце, таковы и яблочки.


ГРУША

Груша – это очень вкусно.
Нам без груши очень грустно.
Груша – это объеденье,
А особенно в варенье.
(И. Горюнова)
О популярности и занимаемым площадям груша находится на третьем месте после яблони и вишни.
Возделывать грушу стали давно. Древнеримский писатель Катон Старший в трактате «О земледелии», написанном более двух тысяч лет назад, давал рекомендации, как правильно выращивать груши. Плиний Старший в своей работе описывал 35 сортов груш. В отличие от современных сортов в Древнем Риме груши были твердыми. Мягкими они стали в конце XVIII века благодаря усилиям французских и бельгийских селекционеров. Один из них, Ван Моне вывел 400 сортов груши, 40 из них популярны и поныне.
Сейчас количество сортов груши перевалило за несколько тысяч.
Грушу выращивают в садах, она также растет на опушках, на вырубках в лиственных лесах. Хорошо себя чувствует на горных каменистых склонах, так как не требовательна к почве, переносит засуху и небольшие морозы. Грушевые деревья начинают приносить плоды на 5–7 год. Правда, поначалу урожай на них невелик. Зато, когда дерево наберется сил, – с гектара получают до 200 центнеров. Живут груши довольно долго, до 300 лет. Самым старым плодовым деревом в мире считается груша, посаженная в 1630 году в черте американского города Денвера.
Замечательная груша,
Очень сладкая, как мед.
Так и просится в ладошку,
А потом скорее в рот.
(Н. Мигунова)
Плод груши на 97 % состоит из мякоти, 2,5 % приходится на кожицу и лишь 0,5 % на семена. В нем содержатся витамины D и С, соли калия, магния, железа.
Груши едят свежими, из них готовят множество вкусных блюд, варят варенье, джемы, компоты, груши сушат и маринуют.
ЗАГАДКА
На деревьях меж листами
Висят птицы вверх ногами.
(Груши)


АЙВА

Родиной айвы считают Закавказье и Среднюю Азию, именно в этих районах она сейчас встречается в диком виде. Выращивать айву стали с незапамятных времен, более 4000 лет назад. Латинское название айвы – Cytfonia, предположительно произошло от города Кидон (Cydon) на острове Крит, ее широко культивировали уже в первом тысячелетии до нашей эры.
Древние греки с почтением относились к айве, для них она была символом красоты и плодородия. Айвой было принято угощать новобрачных. По одной из версий, причиной раздора между Герой, Афиной и Афродитой стало не яблоко, а айва.
В настоящее время известно около 400 сортов айвы. Они отличаются друг от друга строением цветков, формой плодов. Правда, различия между ними не столь существенны, как, например, между сортами яблок.
Плоды у айвы желтого цвета с разными оттенками, иногда с легким румянцем, очень плотные, жесткие и хрустящие. Если на айве есть зеленоватые места, значит, она еще не совсем созрела. Мякоть у этого фрукта чуть вязкая, терпкая и довольно ароматная – в запахе есть что-то от яблока, еще присутствует хвойный оттенок. Употреблять в пищу нужно только спелую айву, желательно еще дать ей возможность вылежаться. Чем дольше она лежит, тем вкуснее, ароматнее и мягче становится, исчезает вяжущий вкус.
Айва – очень полезный фрукт. В ней содержится калий, магний, кальций, витамин С, яблочная и лимонная кислоты. Мякоть айвы богата пектином.
Айва – фрукт универсальный. Ее едят в сыром виде, из нее получаются вкусные компоты, джемы, варенья, цукаты, ее можно добавлять в кашу, салат, овощной суп. Айвовая горчица – приправа, ее готовят из айвы и горчицы с добавлением имбиря и кориандра. Айвовым сыром называют сгущенный айвовый сок с мякотью.
Айву выращивают во многих странах мира – в Европе, Северной Америке, Северной Африке, Восточной и Средней Азии. Выведены также холодостойкие сорта, которые успешно возделываются в Поволжье.
Еще одна разновидность айвы – айва японская, или хеномелес. Цветы и плоды этого растения похожи на айву. В Европу хеномелес завезли из Японии в конце XVII века. Постепенно он завоевал популярность среди садоводов – у него очень красивые декоративные цветы. Плоды японской айвы также съедобны, но они более кислые.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: